Тверской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена масштабная проверка учреждений среднего профессионального образования в Тверском районе Москвы. В данной статье обзор результатов проверки Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования г. Москвы Медицинского училища № 8 Департамента здравоохранения г. Москвы (далее ГБОУ «Медицинское училище №8», либо Училище), расположенного по адресу: г. Москва, Успенский пер., д. 8. В ходе проверки были выявлены нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, противопожарного режима, соблюдение прав инвалидов и другие.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Вместе с тем, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ходе проверки первые нарушения установлены в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 9 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники обязаны, в том числе, проходить, в соответствии с трудовым законодательством, при поступлении на работу предварительные и, впоследствии, периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и подростковых учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В «Медицинской училище №8» прокурорской проверкой выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства РФ:1) не весь персонал прошел в полном объеме периодический медицинский осмотр (нет справок от врача-нарколога и психотерапевта, не имеется соответствующих записей в медицинских книжках); 2) не у всех работников имеются сведения о прохождении ими флюорографии; 3) у одного из работников нет осмотра терапевта с 2009 года по настоящее время.
В рамка проверки изучены личные дела обучающихся и установлено, что студентка А. (1 курс), студентка Е. (1 курс) и студентка П. (3 курс) являются инвалидами.
В соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В нарушение законодательства, на момент проверки в личных картах указанных студенток, обучающихся в Училище, отсутствуют индивидуальные программы реабилитации и, соответственно, сведения об осуществлении, предусмотренных реабилитационных мероприятий. В отношении данных обучающихся со стороны образовательного учреждения каких-либо действий, направленных на получение индивидуальной программы реабилитации и исполнение, предусмотренных реабилитационных мероприятий, предпринято не было.
Далее, в ходе проверки выявлено, что на компьютерах, подключенных к ресурсам сети Интернет, доступ к которым имеют несовершеннолетние обучающиеся, отсутствует система контентной фильтрации (например «родительский контроль»). В связи с чем, доступ к сайтам, не отвечающим требованиям федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», не заблокирован.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В результате проверочных мероприятий должностным лицам ГБОУ «Медицинское училище №8» вынесено 2 постановления о возбуждении административного производства по ч. 4 ст. 20.4 КРФоАП (Нарушения требований пожарной безопасности), и по ст. 6.3 КРФоАП (Нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Кроме того, по нарушениям в области защиты прав инвалидов, санитарно-эпидемиологического законодательства и контентной фильтрации доступа в сеть Интернет Тверским межрайонным прокурором г. Москвы подано три заявления в суд.
Директору ГБОУ «Медицинское училище №8» внесено 2 представления с требованиями незамедлительного устранения установленных нарушений законодательства и привлечения лиц, допустивших нарушения, к дисциплинарной ответственности.
Тверской межрайонный
прокурор г. Москвы
старший советник юстиции В.В. Можаев