Мэр столицы Сергей Собянин отчитался перед депутатами Московской городской Думы о деятельности Правительства Москвы и рассказал им об основных параметрах проекта бюджета города на 2015 — 2017 годы. «Каждый год в Москве происходят важные политические события, и таким событием уходящего года стало избрание депутатов Московской городской Думы. Вы пришли в городской парламент не в самый простой период. Во власти очень легко работать, когда идёт бурный рост экономики, рост доходов бюджета, и гораздо сложнее работать в ситуации, когда город находится в турбулентном периоде, в кризисном периоде, когда приходится принимать непростые и не всегда популярные решения», — отметил он.
Свой доклад Собянин начал с наиболее острой проблемой столицы - транспортной: «В уходящем году дорожный трафик пусть немного, но начал улучшаться. Разумеется, город не победил пробки, но наметившаяся тенденция на фоне все увеличивающегося населения и количество личного и грузового транспорта говорит о том, что мы на правильном пути». По словам Мэра, это произошло благодаря росту популярности общественного транспорта и длительной заморозки цен на билеты. «Реальная стоимость проезда в общественном транспорте с 2011 года сократилась на 20 процентов», — добавил Собянин.
За период с 2011 по 2013 год в Московском метрополитене были открыты 12 новых станций. «Ещё 40 новых станций метро будет построено в ближайшие четыре года. Это самые высокие темпы за историю города», — пояснил мэр Москвы. Ввод новых линий в 2011 — 2013 годах составил 26,1 километра, а в 2014 — 2017 годах будет введено 76,6 километра. За три последних года также было закуплено 1042 вагона, а до 2020 года в планах закупить ещё около трёх тысяч единиц. При этом в Московском метрополитене с 2013 года используется контракт жизненного цикла, по которому производитель осуществляет комплексное обслуживание и ремонт вагонов с 30-летней гарантией. «До 2020 года Московский метрополитен получит ещё три тысячи вагонов, причём это вагоны самой современной конструкции. Это полностью покроет потребность строящихся линий и позволит обновить состав на старых линиях», — уточнил мэр.
Также градоначальник освятил вопрос строительства Московской кольцевой железной дороги. «На МКЖД выполнена уже половина строительных работ, после запуска МКЖД впервые будет создан пересадочный контур для пригородного железнодорожного сообщения и ещё один пересадочный контур — для метрополитена», — подчеркнул Сергей Собянин.
Так, на Горьковском и Павелецком направлениях уложены первые километры новых главных путей пригородного сообщения. «Мы вошли в реальную стройку, результатом которой станет существенное улучшение пропускной способности пригородной железнодорожной инфраструктуры», — уверен мэр Москвы.
Помимо укладки путей, продолжается обновление подвижного состава электропоездов. «Пригородная компания будет закупать и уже закупает порядка десяти новых комфортных составов электричек ежегодно», — уточнил Сергей Собянин.
Планируется развитие трамвайной сети Москвы, так в 2010 году было восстановлено и модернизировано 24,7 километра линий, а с 2011 по 2014 год — 162,7, а до 2017 года — запланировано обновление 242,7 километра сетей. «Знаковым событием 2014 года стал выход на линию нового городского трамвая. Кроме того, мы ведём масштабную реконструкцию действующих трамвайных путей», — добавил градоначальник.
Большое внимание уделяется и закупкам подвижного состава общественного транспорта: трамваев, троллейбусов и автобусов. «На две трети обновлен городской автобусный парк. Средний возраст автобусов Мосгортранса сегодня составляет четыре с половиной года. Это вообще самый молодой автобусный парк среди мегаполисов мира», — отметил Собянин. В 2010 году автопарк был обновлён на 1104 машины, в 2014 году — на 5953, а к 2017 году всего будет закуплено 9248 единиц подвижного состава.
Как заявил Собянин, наземный транспорт в Москве стал более комфортным, быстрым и регулярным. Повысить скорость передвижения общественного транспорта удалось в частности, благодаря введению выделенных полос. Так, в 2010 году их было 2,3 километра, в 2014 году эта цифра выросла до 215 километров, а в 2017 году их станет 250 километров. Помимо этого в столице регулируется скоростной режим и развивается система видео фиксаций нарушений.
«Самым сложным решением для Правительства стало введение платной парковки. Тем не менее, мы пошли на этот шаг, в результате скорость транспорта в зоне платной парковки увеличилась на 12 процентов. От платной парковки выиграли все, кого затронул этот процесс, — и жители, у которых под окнами стало больше порядка, и сами автовладельцы, которые меньше стоят в пробках и легче находят место на парковках в центре города», — добавил мэр. Еще одним важным фактором, положительно повлиявшим на дорожную обстановку в городе, Собянин назвал активное дорожное строительство. «По сравнению с 2010 годом объём дорожного строительства увеличился в четыре раза — с 20 до 80 километров», — отметил мэр Москвы. Он добавил, что это максимально возможные темпы строительства, которые возможны в плотной городской застройке.
Основными приоритетами дорожного строительства до 2017 года, Собянин назвал завершение реконструкции вылетных магистралей, реконструкция МКАД и дорожной сети ТиНАО. «В Москву войдет новая федеральная трасса — дублёр Ленинградского шоссе от аэропорта Шереметьево до Бусиновской развязки», - пояснил мэр Москвы.
Другой важной темой доклада стал вопрос развития образования в столице. «За четыре года московское образование прошло огромный путь изменений, целью которых было поставить ученика, его образование и воспитание во главу всех процессов», — отметил Сергей Собянин.
По словам мэра, за последние годы объем финансирования столичной образовательной сферы увеличился более чем на 60%. В текущем году на средства городского бюджета будет построено 208 школ и детских садов, а до 2017 года планируется открытие 951 образовательных учреждений. «Средняя зарплата учителя, работающего по полной ставке, в Москве превысила 65 тысяч рублей в месяц — по сравнению с 2010 годом рост на 70 процентов. Зарплата педагога в ДОУ увеличилась практически вдвое. Московские дети имеют реальную возможность получить самое качественное образование в стране», — заявил мэр Москвы.
Качество московского образования подтверждает статистика побед школьников на Всероссийской олимпиаде. Так, доля московских учеников — победителей заключительного этапа олимпиады в 2010 году составляла 24,3 процента, а в 2014 году — уже 33,9 процента. Количество московских школ в топ-25 лучших школ России за последний год выросло почти вдвое — с 7 до 13.
«В Москве учится каждый третий победитель российской олимпиады школьников. Что очень важно, в отличие от прошлых лет, победители и призёры выходят не из узкого, элитного круга, а из обычных городских школ, количество таких школ в Москве удвоилось», — подчеркнул Сергей Собянин.
На сегодняшней день в Москве государственные дошкольные образовательные учреждения посещают 425 тысяч человек, местами в детских садах обеспечены все московские дети старше 2-ух лет.
«В 2010 году треть маленьких москвичей в возрасте от трёх лет не имела возможности посещать детские сады и получать дошкольное образование. Часть этих детишек стояла на очереди, а часть даже не пыталась устроиться в детские сады», — отметил Сергей Собянин.
На данный момент в Москве эта проблема решена: 430 тысяч детей с двух с половиной лет посещают сейчас дошкольные учреждения. «Сегодня перед нами стоят новые задачи — поиск разумного баланса между учёбой, внеклассной работой и отдыхом», — добавил мэр Москвы.
Третьим ключевым моментом доклада Мэра, стало состояние здравоохранения в Москве. По словам Собянина в Москве решаются четыре основных задачи. Во-первых, больницы и поликлиники были оснащены современным оборудованием. По программе модернизации здравоохранения в Москве на сегодня закуплено свыше 68,3 тысячи единиц оборудования, в том числе 1396 аппаратов УЗИ, 6342 единицы неонатологического оборудования, более восьми тысяч единиц оборудования для скорой помощи, 202 томографа и 31 ангиограф, 1011 единиц лабораторного оборудования.
Во-вторых, была проведена структурная модернизация системы здравоохранения. «Вместо 450 маломощных районных поликлиник сегодня работают 40 детских, 46 взрослых амбулаторно-диагностических центров с полным штатом специалистов и широким спектром возможностей для диагностики и лечения заболеваний», — уточнил Сергей Собянин.
По его словам градоначальника, за последние четыре года финансирование отрасли за счёт всех источников выросло на 80 процентов, а в следующем году увеличится на 10 процентов. Были отремонтированы здания поликлиник (563,6 тысячи квадратных метров), больниц (541,5 тысячи квадратных метров). Кроме того, за счёт бюджетных и внебюджетных источников за последние годы построено 41 новое здание для поликлиник и больниц, а к 2017 году эта цифра должна вырасти до 80.
«Должен сказать, что финансирование стационарной и амбулаторной помощи не уменьшается, а увеличивается. Количество технологичной помощи увеличилось на треть, количество стационаров также увеличилось. Все социальные гарантии перед москвичами будут выполнены», — добавил мэр Москвы.
В Москве также была создана Единая медицинская информационная аналитическая система (ЕМИАС). На сегодня к ней подключено 82,4 процента медучреждений. К концу 2014 года планируется подключить их все. Однако на данный момент главная задача — повысить квалификацию столичных специалистов.
«В городе созданы два современных обучающих центра. Более тысячи врачей столицы уже побывали на стажировке в лучших амбулаторных и клинических учреждениях за рубежом», — пояснил Сергей Собянин.
Благодаря комплексу мер удалось добиться снижения общей смертности населения с 11 человек на тысячу в 2010 году до 9,7 человека на тысячу в 2014 году. В частности, смертность от болезней системы кровообращения в 2010 году составляла 647,5 человека на 100 тысяч, сегодня — 535 человек, показатель смертности от новообразований снизился с 208,5 до 201 на 100 тысяч человек, от туберкулёза — с 4,7 до 3,1 на 100 тысяч человек.
Количество посещений поликлиник возросло с 154,3 до 172,8 миллиона, а количество больных, направленных на лечение в стационарах - снизилось с 1,63 до 1,32 миллиона человек.