Сергей Собянин ознакомился с работой поликлиники № 64 (Восточный административный округ).
«Мы продолжаем работать над улучшением поликлинического звена. Оно является для нас достаточно критичным. Первый этап мы прошли — это улучшение материальной базы, обеспечение современным оборудованием, информатизация и реорганизация поликлиник в крупные амбулаторные центры. Теперь мы стоим перед вторым этапом — новыми задачами работы поликлиник», — отметил Сергей Собянин.
Он выделил несколько первоочередных мер в этом направлении: «В первую очередь это увеличение доступности врачей по системе ЕМИАС, она улучшилась у нас в разы за последние годы, но тем не менее сохраняются определённые проблемы. Вторая и, я думаю, ещё более критическая задача — это уменьшение живых очередей у тех или иных врачей. Даже если человек вовремя записался на тот день, который он захотел, порой до 40 процентов пациентов вынуждены сидеть до двух часов в очередях».
Третья задача, по словам Сергея Собянина, — это улучшение качества обслуживания и повышение квалификации врачей. «И четвёртая немаловажная задача — это оптимальное обслуживание пациентов с хроническими заболеваниями. Не секрет, что до 50 процентов времени врачей приходится на выписку элементарных рецептов. И это, конечно, направление, которое требует усиленного определённого внимания», — добавил Мэр Москвы.
Он подчеркнул, что большинство поликлиник двигаются в этом направлении, но проблема сохраняется. «Набор инструментов или мотиваций для улучшения качества работы поликлиник — это увеличение финансирования, повышение подушевого тарифа финансирования поликлиник, который будем проводить в течение этого года; это поощрение самих главврачей, ну и наказание нерадивых. Мы в последнее время освободили несколько руководителей поликлиник не только за проблемы, связанные с качеством обслуживания и большими очередями, но и за различного рода ухищрения, приписки, искажениие информации», — заявил Сергей Собянин, подчеркнув, что работа электронной очереди и дальше будет оставаться на оперативном контроле, а любые попытки приукрасить картинку выявлены и наказаны.
Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) будет развиваться за счёт новых сервисов, позволяющих экономить время пациентов и врачей (электронный рецепт, электронный листок нетрудоспособности, электронная медицинская карта).
Городская поликлиника № 64 — крупное многопрофильное амбулаторное медицинское учреждение, основанное в 1927 году. В её состав входит основное учреждение и три филиала. Общее количество прикреплённого взрослого населения — 133,1 тысячи человек, проживающих в районах Соколиная Гора, Преображенское, Северное и Южное Измайлово. Мощность поликлиники — 2,5 тысячи посещений в смену. Всего в 2014 году выполнено 1,7 миллиона посещений.
В поликлинике реорганизована регистратура, создано отдельное хранилище амбулаторных карт. Они подбираются на приём медсёстрами по данным записи ЕМИАС или по звонку врача. В результате сократились случаи потери карт и очереди в регистратуре, а также на 75 процентов уменьшилось количество жалоб пациентов.
Внедрён также график приёма врачей с 08.00 до 20.00 с двумя минимальными (20 минут) техническими перерывами. Ранее с 12.00 до 16.00 приёма не было.
Время приёма участковых врачей-терапевтов в поликлинике увеличилось с четырёх до восьми часов в смену благодаря выделению дежурных терапевтов для выездов на дом к пациентам.
В поликлинике № 64 внедряется система приёма пациентов средним медицинским персоналом (без участия врача) в так называемом кабинете здорового пациента для выписки медицинских документов (повторные рецепты хроническим больным в ситуации, не требующей коррекции лечения, различные справки, санаторно-курортные карты, направления на МСЭК), измерения артериального давления и других процедур, не требующих участия врача.
Сергей Собянин поручил изучить и распространить опыт организации работы поликлиники № 64 по улучшению качества обслуживания населения и повышению доступности медицинской помощи на другие амбулаторно-поликлинические учреждения Москвы.
В настоящее время систему ЕМИАС используют более семи миллионов пациентов, которые с момента её запуска произвели 102,6 миллиона записей к врачу. В системе работают более 23 тысяч врачей. Система электронной записи к врачу реализована во всех городских поликлиниках.
С 12 января этого года при Департаменте здравоохранения города Москвы действует единый центр мониторинга ЕМИАС, который ежедневно осуществляет анализ доступности первичной медико-санитарной помощи в Москве и при выявлении проблем даёт поликлиникам рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.
В системе ЕМИАС также внедряются новые сервисы. В частности, сервис «Электронный рецепт», действующий во всех поликлиниках Москвы, позволяет врачам в режиме онлайн видеть текущий ассортимент и наличие лекарств в аптеках, выписывать рецепты в электронном виде, а также получать актуальную информацию о том, обладает ли пациент правом на получение льготного лекарственного обеспечения. Кроме того, он даёт возможность исключать большинство ошибок в оформлении рецепта, препятствует необоснованной выписке льготных рецептов. На сегодняшний день в электронном виде выписывается 78 процентов рецептов. Время выписки рецепта на бланке строгой отчётности сократилось с трёх минут до 30 секунд.
Электронный сервис «Листок нетрудоспособности» внедряется с 2014 года. В ноябре — декабре 2014 года через ЕМИАС выдано 19 895 больничных листов в поликлиниках, выбранных в качестве пилотных учреждений.
Электронная медицинская карта проходит апробацию на базе городской поликлиники № 175.
В перспективе планируется реализовать сервис прикрепления к поликлинике в электронном виде через портал городских услуг города Москвы.