В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующей принятия мер прокурором.
Основная цель проверки заключается в подтверждении либо опровержении содержащихся в поступившей в прокуратуру информации сведений о нарушении закона. Предметом проверки является исполнение конкретного закона либо группы законодательных актов тем или иных органом (организацией) и (или) должностным (иным) лицом.
Анализ практики мер прокурорского реагирования указывает, что в ходе проведения проверок, предметом которой является исполнение законодательства о труде, основными зачастую нарушения, допускаемыми со стороны работодателя является следующее:
- не заключение трудового договора с работником, фактически исполняющим трудовые функции;
- не вручение второго экземпляра трудового договора работнику, что выражается в отсутствии отметки о получении в трудовом договоре;
- отсутствие в трудовом договоре обязательных условий труда и необходимых реквизитов (ст. 57 ТК РФ);
- издание и объявление в трехдневный срок приказа о приеме работника на работу под роспись (ст. 68 ТК РФ);
- несоответствие содержания заключенного трудового договора положениям коллективного договора, а также положениям правил внутреннего трудового распорядка;
- нарушение условий об установлении испытаний при приеме на работу отдельным категориям работников, а также нарушение уставленных законом требований к испытательному сроку (ст. 70 ТК РФ);
- не уведомление работника о предстоящем увольнении по сокращению штата организации или нарушение установленного законом двухмесячного срока для указанного уведомления (ст. 82 ТК РФ);
- применения дисциплинарных взысканий, не предусмотренных законом (ст. 192 ТК РФ);
- нарушение сроков и применения дисциплинарного взыскания работодателем (ст. 193 ТК РФ);
- привлечение к работе в ночное время, выходные и праздничные дни (ст. 110 ТК РФ);
- не соблюдение работодателем минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 115 ТК РФ).
Также обращаю особое внимание работодателей, что одной из важнейших государственных гарантий по оплате труда работников выступает установленная законом периодичность выплаты заработной платы. В соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже чем через каждые полмесяца. День выплаты заработной платы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором либо трудовым договором.
Вместе с тем, разъясняю, что устанавливать любые дни выплаты зарплаты по желанию нельзя.
Согласно письму Минтруда от 03.02.2016 N 14-1/10/В-660 ст. 136 ТК РФ устанавливает максимально допустимый промежуток времени между выплатами частей заработной платы. Работодатель, обязан при определении размера выплаты за полмесяца учитывать фактически отработанное сотрудником время.
Поясняю, что установление, например, таких сроков, как 25-е число текущего месяца и 10-е число следующего месяца, когда 25-го выплачивается зарплата за первую половину текущего месяца, а 10-го следующего месяца - зарплата за вторую половину прошлого месяца, будет неправильно. В Определении Приморского краевого суда от 24.07.2013 по делу N 33-5948 сделан вывод, что за первую половину месяца работы полагается выплата заработной платы не ниже тарифной ставки за отработанное время и не позднее 15-го - 16-го числа текущего рабочего месяца в зависимости от количества календарных дней в месяце (30 или 31), а за месяц работы - не позднее последнего дня работы в месяце, поскольку перенесение выплаты на следующий за отработанным месяц противоречит ст. 136 ТК РФ.
Кроме этого, согласно Письму Минздравсоцразвития России от 25.02.2009 N 22-2-709 выплата 10-го числа заработной платы под расчет за прошедший месяц, а 25-го числа за первую половину текущего месяца (аванс) может привести к нарушению нормы ст. 136 ТК РФ, например, в отношении нового работника организации, принятого в начале месяца.