Московский авиационный центр, являясь уникальным учреждением экстренного реагирования, уделяет особое внимание многоступенчатой подготовке высококвалифицированных пилотов, способных выполнять сложнейшие задачи в условиях мегаполиса, что подчеркивает важность развития и совершенствования кадров в этой отрасли.
7 декабря во всем мире отмечают Международный день гражданской авиации. Праздник был учрежден в 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН, чтобы привлечь внимание к успехам в развитии этой отрасли.
Московский авиационный центр — уникальное учреждение экстренного реагирования, входящее в систему гражданской авиации. Аналогов ей практически нет. Экипажи центра выполняют широкий спектр авиационных работ, внося большой вклад в обеспечение безопасности города и его жителей: оперативно эвакуируют пострадавших в ДТП и других происшествиях, доставляют в больницы пациентов, участвуют в тушении пожаров и в поисково-спасательных работах.
Работа летных экипажей крайне ответственна, поэтому и требования к пилотам строгие. Все специалисты летного отряда должны быть профессионалами высшего класса, обладать знаниями и навыками для полетов в условиях мегаполиса: в столице нередко приходится маневрировать среди высотных зданий, башенных кранов и линий электропередач.
«Помимо профессиональных навыков, пилоты должны обладать набором личностных качеств: быть ответственными, стрессоустойчивыми, иметь задатки лидера и молниеносную реакцию. Именно такие специалисты и трудятся в нашем Центре», — отмечает заместитель командира летного отряда Московского авиацентра Евгений Артюхин.
Несмотря на то, что летные училища готовят пилотов как для гражданской, так и для военной авиации, отдельной специализации «пилот авиации экстренного реагирования» не предусмотрено. Поэтому даже опытным пилотам, пришедшим из других организаций, необходимо пройти длительную подготовку, прежде чем они смогут выполнять полеты над Москвой и войти в состав дежурных сил Московского авиационного центра.
Открытие собственного Авиационного учебного центра (АУЦ) значительно упростило этот процесс. Раньше пилотов отправляли на обучение в другие города, что требовало много времени и отрывало их от работы. Теперь подготовка ведется централизованно, без отрыва от оперативной деятельности. На территории Московского авиацентра проводятся занятия по авиационной безопасности, периодическая подготовка летного состава, аварийно-спасательная тренировка экипажей, а также обучение сотрудников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения.
«Для нас это очень важно, — подчеркивает директор Московского авиацентра Кирилл Святенко. — Мы проделали колоссальную работу с момента зарождения идеи до ее реализации, обучили множество специалистов. Собственная учебная база — это стратегическая необходимость. Она позволяет нам готовить кадры именно под наши задачи, в соответствии с высочайшими стандартами безопасности и оперативности, которые мы предъявляем к себе. Горжусь, что благодаря слаженным усилиям коллектива нам удалось в кратчайшие сроки получить сертификат и создать полноценную учебную базу, отвечающую требованиям Федеральных авиационных правил».
В современных классах пилоты, штурманы, бортинженеры и механики, операторы и специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов повышают свою квалификацию. Центр является полноценной учебной базой, полностью соответствующей всем нормативным требованиям. Ежедневно более 20 опытных преподавателей передают свои бесценные знания новому поколению авиационных специалистов.
Сегодня в АУЦ в полном объеме реализуется 21 программа, утвержденная Росавиацией: аварийно-спасательная подготовка экипажей при вынужденной посадке на сушу, обучение летного состава на вертолетах Ка-32 и ВК117С-2, курсы по авиационной безопасности, повышение квалификации технических специалистов и многие другие. С начала создания учебного подразделения обучение прошли около 700 слушателей. В 2025 году авиацентр подготовил более 250 слушателей.
«Серьезным шагом в развитии стала успешная реализация программ переучивания пилотов практически на все типы воздушных судов авиацентра: Ка-32, BK117С-2 и Bell-429. В перспективе планируется внедрить программу переподготовки на самый большой в мире вертолет Ми-26», — рассказывает заместитель директора учебного центра Николай Колосков.
Подготовка будущих пилотов центра осуществляется в несколько этапов. Сначала они обязаны пройти переподготовку на воздушные суда авиапарка и получить соответствующий сертификат. Затем, перед тем как заступить на дежурство, экипажи в рамках теоретической части изучают район полетов, ландшафт и особенности работы в мегаполисе. После начинаются практические тренировки. За каждым будущим членом экипажа первоначально закрепляется опытный пилот-инструктор. На пожарных вертолетах будущие профессионалы отрабатывают технологию полетов с внешней подвеской, водосливным устройством, а также лебедкой для спуска спасателей, а на санитарных вертолетах ВК117 оттачивается алгоритм эвакуации пострадавших и техника посадок в условиях ограниченной видимости.
По завершении практики пилоту присваиваются квалификационные отметки. Эти отметки служат основанием для решения о допуске к самостоятельному дежурству. Помимо стандартных полетов, проводятся тренировки в сложных метеоусловиях и в темное время суток, поскольку срочная эвакуация может потребоваться в любое время.
Также приходится учитывать сезонные факторы. Например, весенне-летний период в столичном регионе характеризуется высокими температурами, мощной кучевой облачностью, грозами и наличием пыли на неподготовленных площадках. Зимой экипажи сталкиваются с плохой видимостью, низкой облачностью, обледенением, а также со свежевыпавшим снегом, который может создавать снежный вихрь вокруг вертолета, ухудшая обзор для пилотов. Для этого два раза в год в учреждении обязательно проводится традиционная сезонная подготовка.
Кроме того, для поддержания профессионального уровня на должной высоте ежегодно весь летный состав проходит аттестационную комиссию, подтверждая право полетов над Москвой.
«Наша работа — каждодневный и ответственный труд. Поэтому каждый пилот столичного авиацентра, в буквальном смысле, на вес золота», — прокомментировал командир-инструктор воздушного судна 2-й авиационной эскадрильи Олег Катальшев. По его словам, пилоты санитарной авиации – это как раз 2-я эскадрилья летного отряда учреждения — должны уметь мгновенно принимать верные решения в любой, даже самой нестандартной ситуации. Это гораздо сложнее, чем просто научиться управлять вертолетом. Такого результата можно достичь лишь благодаря долгой практике и многочисленным тренировкам.
Многоступенчатая подготовка приносит весомые результаты. За годы работы столичные пилоты накопили бесценный опыт и сегодня владеют передовыми авиационно-спасательными технологиями: работают с системами пожаротушения для ликвидации ландшафтных и точечных пожаров в природной среде и в условиях мегаполиса, управляют гидравлическим захватом «ГРАПЛ» для разбора завалов, транспортируют большие грузы на внешней подвеске воздушного судна, освоили вертолетный опрыскиватель ВОП-3 для ликвидации разлива нефти и других химикатов.
Важно отметить, что в 2016 и 2018 годах были сделаны серьезные шаги на пути к обеспечению безопасности столицы и оказанию помощи населению – было организовано круглосуточное дежурство пожарной, а затем и санитарной авиации, что привело к значительному улучшению оперативности экстренного реагирования на происшествия с полутора часов до 10 минут.
Специалисты Московского авиационного центра готовы оперативно реагировать на любые происшествия, какими бы сложными они ни были, и приходить на помощь жителям столицы в любое время суток, несмотря на капризы погоды, сложный ландшафт и другие трудности.