Сергей Травкин рассказал о методах борьбы с терроризмом

ТравкинСергей Травкин, заместитель префекта, заместитель руководителя окружной антитеррористической комиссии в интервью журналисту газеты «Москва. Центр» рассказал о плюсах сотрудничества с правоохранительными органами, а также рассказал о принципах борьбы с терроризмом в современном мире.

- Сергей Вячеславович, значит, все так просто?! Позвонил, рассказал «кому следует» о том, что в соседский подвал заносят «подозрительные» мешки с сахаром,  проверили, — и проблема решена, если это не гексоген, конечно?

— Давайте сразу определимся в понятиях. Никто еще в мире за всю историю человечества не изобрел более эффективного инструмента борьбы с преступностью, чем добровольная помощь гражданского населения. Самая изощренная оперативная техника, стоящие миллионы спутники-шпионы не смогут заменить человека. К каждому двору и подъезду полицейского не приставишь. Заявления и обращения граждан о признаках готовящихся преступлений – для компетентных органов важнейший канал получения первичной информации. Без этого подчас нельзя предотвратить угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому ирония здесь неуместна. Что касается современного терроризма – это сложное социально-политическое явление, затрагивающее национальные, религиозные, региональные и другие аспекты. Здесь нужна комплексная, системная  общегосударственная работа, консолидация усилий властных структур  и  институтов гражданского общества.

- Вы курируете в префектуре вопросы международного сотрудничества и координируете  работу с силовыми структурами, в том числе, в сфере противодействия терроризму. Вы часто выезжаете в Европу в составе официальных делегаций. Признают ли у них угрозу?

— Терроризм давно сопровождает развитие человеческой цивилизации, однако именно в последние десятилетия в мире было совершено наибольшее количество таких преступлений. Это заставило многие государства всерьез задуматься над выработкой адекватных мер реагирования. США, Франция, Испания, другие страны поняли это на собственном опыте. Поняли, что человечеству нужно вплотную заниматься поисками действенных механизмов обуздания этого деструктивного и крайне опасного феномена, который превратился, к сожалению, в постоянную реальную угрозу для гражданского общества.

Как социально-политическое явление современный терроризм представляет собой систему применения насилия для достижения политических целей. При этом попытки воздействия на власть, как правило, имеют опосредованный характер – через жертвы из числа случайных граждан. Сегодня терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности любого государства. Следует иметь в виду, что терроризм стал глобальной проблемой, с которой ни одно государство в мире не в состоянии справиться в одиночку. Но это не значит, что проблема является неразрешимой. Всестороннее противодействие международному терроризму, обеспечение безопасности своих граждан – это главная обязанность любого государства. Данная проблема особенно важна для нашей страны, потому что она географически соприкасается с постоянными очагами нестабильности: Ближний и Средний Восток – Северный Кавказ – Центральная Азия. Корни терроризма там уходят в глубину сложных межнациональных и этнических конфликтов. Многолетнее противостояние свидетельствует, что самые решительные, энергичные силовые действия могут лишь притушить пожар терроризма, загнать его под землю, но проходит время и он вспыхивает с новой силой. Мы уже давно вовлечены в вооруженное противостояние с террористическими формированиями (наркокартелями, религиозными фанатиками или организованными преступными кланами). Другие страны или даже целые группы стран также озабочены распространением террористической угрозы. Так после сентября 2001 года властями Великобритании в срочном порядке были пересмотрены положения закона «О терроризме» в сторону расширения полномочий спецслужб по противодействию экстремистским группировкам. Кроме того, был расширен список организаций, деятельность которых на территории страны запрещена. В Норвегии принят закон, в котором главными угрозами национальной безопасности называются «глобализация терроризма» и связь с ним трансграничной организованной преступности. Бундестагом ФРГ приняты поправки в антитеррористическое законодательство, направленные на расширение полномочий иммиграционных служб МВД по высылке за пределы страны нежелательных иностранцев. Ужесточаются требования к удовлетворению прошений о предоставлении политического убежища или статуса беженца. Национальное собрание Франции одобрило предложенные президентом и правительством дополнительные меры по обеспечению безопасности, которые значительно расширяют полномочия спецслужб по борьбе с терроризмом. В парламенте Италии создана комиссия атлантического сотрудничества, главной задачей которой является содействие быстрому одобрению законодателями всех решений правительства, касающихся участия республики в международных антитеррористических акциях. Правительство Нидерландов также реализует план действий по борьбе с терроризмом и обеспечению безопасности. Планом предусматривается осуществление комплекса мер, направленных как на предотвращение терактов, так и на создание условий для эффективного расследования их причин и обстоятельств совершения.

- Какие меры принимает окружная антитеррористическая комиссия для защиты мирного населения?

— Мы учитываем, что объектами посягательств в первую очередь являются места массового пребывания людей. В этой связи принимаем все необходимые меры по обеспечению антитеррористической защиты мест повседневного притяжения москвичей, мест отдыха и мест проведения зрелищных праздничных мероприятий. Большую подготовительную работу проведи к празднованию 70-летия Победы. Работали во взаимодействии с АТК районов. У нас их 11 – 1 окружная и 10 районных. Мы стараемся, чтобы наша работа была незаметна для граждан, но эффективна для их безопасности.

Каждый год в округе проходит по 12 тренировок сил и средств окружного звена, привлекаемых для ликвидации террористических актов. Примерно столько же пожарно-тактических учений, на которых отрабатываются эвакуационные мероприятия на объектах социальной сферы и госпредприятиях. К примеру, в конце мая в ходе проведения  командно-штабных учений «Метель-Москва-2015» мы проверили готовность и взаимодействие структур в ходе пресечения диверсионно-террористического акта.  Согласно оперативному замыслу, имитировался захват вооруженной группой лиц помещений завода с захватом заложников и минированием одного из корпусов. Отработали хорошо. Отмечу, что все сотрудники довели свои действия практически до автоматизма. Но всегда есть к чему стремиться!

В 2015 году нами проведена оценка деятельности антитеррористических комиссий районов. Также проведена проверка качества охраны зданий префектуры ЦАО, управ районов и ГБУ «Жилищник» районов (всего 23 адреса).  Организована работа по защите отселенных и полуотселенных строений. Еженедельно наши службы комплексно обследуют 167 отселенных и 57 частично отселенных строений. Приняты исчерпывающие меры по недопущению проникновения и пребывания в них посторонних. Итоги этой работы мы подведем на заседании рабочей группы АТК ЦАО в августе. Обязательно пригласим собственников отселенных строений, уровень антитеррористической защищенности которых не соответствует предъявляемым требованиям. Будем наводить порядок.

- Сергей Вячеславович, насколько эффективно помогают камеры видеонаблюдения? В последнее время их стало больше. 

— Их не только больше, но теперь они более качественно передают картинку за счет лучшего разрешения. В настоящее время в округе установлено и выведено в Единый центр хранения данных 14402 видеокамеры из них 485 в местах массового скопления людей, 165 камер — у объектов торговли, 9242 камеры подъездного и 2903 камеры дворового видеонаблюдения. В случае возникновения нештатных ситуаций можно фиксировать и координировать действия окружных служб, находясь в префектуре или управе.  В ЦАО организовано тесное взаимодействие районных дежурно-диспетчерских служб с центром управления кризисными ситуациями.  Теперь круглосуточно возможно контролировать все дворовые территории и места массового пребывания в режиме реального времени, и как следствие — незамедлительно реагировать.

При оценке эффективности использования системы видеоконтроля ГУ МВД России по городу Москве определяет ряд критериев, в том числе, количество преступлений, раскрытых с помощью видеонаблюдения. Профилактический эффект системы видеонаблюдения в части предупреждения правонарушений различного характера более, чем заметен. За последние 6 месяцев с помощью видеонаблюдения раскрыто 175 преступлений.

- Как люди узнают, что случилось ЧП или зафиксирована террористическая угроза?

— На случай возникновения террористической угрозы в центральной части города установлено 3 пункта уличного информирования и оповещения населения, которые совмещены с подсистемами наблюдения и сбора информации, звукового сопровождения и информационной безопасности. Пункты информирования и оповещения действуют на 23-х объектах: вокзалах, торговых центрах и высших учебных заведениях. Подавляющее большинство негосударственных жилых комплексов оборудованы различными системами охраны.  Сегодня все крупные предприятия потребительского рынка и учреждения социальной сферы, расположенные на территории ЦАО, оснащены кнопками тревожной сигнализации. Также организована работа по оснащению объектов  потребрынка, образования и здравоохранения современными системами видеофиксации и взрывобезопасным остеклением.

За год в округе проходит до 10-ти учений в торговых центрах по отработке совместных действий персонала, арендаторов, охранных и городских структур по предотвращению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций, возникших в результате терактов. Во всех образовательных учреждениях округа имеются технические средства охраны и защиты, в том числе портативные металлоискатели, системы видеонаблюдения, автоматическая пожарно-охранная сигнализация, системы контроля и управления доступом. Командно-штабные тренировки по обеспечению антитеррористической безопасности людей проводятся в больницах, офисах, МФЦ и госучреждениях. Крайние КШТ показали, что силы и средства коммунально-технических служб округа укомплектованы и готовы к выполнению задач по противодействию любым террористическим угрозам. Кроме того, у нас теперь около 80 участковых пунктов полиции и общественных пунктов  охраны порядка. Силами префектуры и управ районов в 2014-2015 гг. они были отремонтированы и в дальнейшем будут укомплектованы всем необходимым. Это дополнительные силы и средства для УВД в борьбе с преступностью и терроризмом.

- Чем может помочь гражданское общество силовикам?

— Задача населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом, даже в периоды «мирного затишья», — постоянная бдительность. Комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер в борьбе с терроризмом дает положительные результаты. Надо помнить, что основой террористической идеологии выступают: национализм, клерикализм, сепаратизм, экстремизм и религиозный фанатизм. С этим мы тоже консолидировано боремся. В префектуре действует рабочая группа по вопросам межэтнических отношений, противодействию экстремизму в молодежной среде и формированию гражданской солидарности. Задача – противодействовать идеологии терроризма, сделать  межэтнические отношения более толерантными и гармоничными. В период проведения национальных и религиозных (православных и мусульманских) праздников ведется активная разъяснительная работа, проходят круглые столы,   организуются встречи и беседы с молодежью. Разъясняются меры административной и уголовной ответственности за нарушение общественного порядка в период проведения культурно-массовых, общественно-политических и спортивных мероприятий. Мы будем и дальше развивать систему просвещения граждан по вопросам опасности, масштабов терроризма и его идеологии. Это стратегически важно.



Новости СМИ2